Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: A A A



Внимание, розыск!



Официальный сайт Президента РК

Замечания и пожелания по сайту
направляйте на адрес
Уважаемые посетители сайта! Еженедельно по средам проводятся встречи руководителей территориальных подразделений с предпринимателями
БЛОГ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
АГЕНТСТВА
Блог Председателя Агентства
Академия Финансовой Полиции
Правовая информационная служба - 58 00 58

Телефон доверия - 144

Голосуй!

Подписка RSS

Social:

Главная / Предпринимателю о противодействии коррупции / Составы коррупционных преступлений

Составы коррупционных преступлений

6.1. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 307 УК РК)

Согласно ч. 1 ст. 307 УК РК, использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В соответствии с ч. 2 ст. 307 УК РК то же деяние, совершенное должностным лицом, наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или ч. 3 ст. 307 УК РК, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

6.2. Превышение власти или должностных полномочий (ст. 308 УК РК)

Всем известны случаи вынесения решений чиновниками, в компетенцию которых это не входит, например, незаконных решений по выделению земельных участков, решению кадровых вопросов, проведению тендеров, вынесению решений в пользу других лиц и т.п. Такие права и полномочия, за пределы которых выходит должностное лицо, совершая рассматриваемое преступление, регламентируются законами и подзаконными актами, постановлениями, распоряжениями, приказами, инструкциями и др.

Для совершения подобных преступления необходимо соблюдение трех условий: действия обязательно должны выходить за пределы полномочий лица, причем эти действия должны повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, например, присвоение права проведения следственных действий по делам о коррупционных преступлениях работником других государственных органов - в соответствии с законом такое право принадлежит работникам Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и Комитета национальной безопасности.

Коррупционное преступление, заключающееся в превышении власти или должностных полномочий, отличается от злоупотребления должностным положением тем, что при злоупотреблении должностное лицо совершает противоправные деяния, не выходя за рамки своих должностных полномочий.

В соответствии со ст. 308 УК РК в случае превышения власти или должностных полномочий лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, то есть совершения действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Отягчающим квалифицирующим признаком является совершение этого деяния должностным лицом (ч. 2 ст. 308 УК), оно наказывается штрафом в размере от трехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Особо квалифицирующим обстоятельством считается совершение этого деяния лицом, занимающим ответственную государственную должность, в соответствии со ч. 3 ст. 308 УК РК оно наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до десяти месяцев либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Если эти деяния повлекли тяжкие последствия либо совершены:

a) с применением насилия или угрозы его применения;
b) с применением оружия или специальных средств;
c) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

6.3. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 309 УК РК)

Полномочия должностного лица присваиваются с целью осуществления незаконных действий, которые влекут существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций. Примером совершения таких незаконных действий может быть совершение оперативно-розыскных действий в отношении граждан лицами, не имеющими на это прав, или, например, когда работник акимата, не являющийся должностным лицом, решает вопросы своего руководства, естественно, с пользой для себя, и т.д.

Для совершения лицом таких преступлений необходимы два условия:

- незаконное присвоение полномочий должностного лица приводит к существенным нарушениям прав и законных интересов граждан и организаций;

- существует причинная связь между незаконными действиями и наступившими последствиями.

Необходимо отметить, что эти действия должны характеризоваться прямым умыслом.

Особенность совершения данного коррупционного преступления заключается в том, что субъектами совершения данных коррупционных преступлений являются только государственные служащие, не являющиеся должностными лицами. Напомним, что должностными лицами, согласно действующему законодательству Республики Казахстан, признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 309 УК РК присвоение государственным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

6.4. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 310 УК РК)

Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года №453-I

"О государственной службе" в числе прочих вводит запреты, связанные с пребыванием на государственной службе. Так, в соответствии с законом государственным служащим запрещается:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

- заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные обязанности (ст. 10).

В Законе Республики Казахстан от 2 июля 1998 года №267-I "О борьбе с коррупцией" должностным и иным лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если управление или участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством, содействовать удовлетворению материальных интересов организаций или физических лиц путем неправомерного использования своих служебных полномочий с целью получения материальных благ (п. 2 ст. 10).

Вышеназванные лица в течение месяца после вступления в должность обязаны передать в доверительное управление на время выполнения этих функций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, принадлежащее им имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этим лицам, а также иного имущества, переданного в имущественный наем.

В соответствии с Законом "О борьбе с коррупцией" должностные и иные лица, приравненные на выполнение государственных функций, занимающиеся деятельностью, не совместимой с выполнением этих функций, подлежат увольнению или иному освобождению от выполнения соответствующих функций в установленном законом порядке. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, освобожденное от выполнения указанных функций в связи с занятием деятельностью, несовместимой с выполнением таких функций, не может быть вновь уполномочено на выполнение таких функций до тех пор, пока не прекратит заниматься указанной деятельностью.

При этом необходимо знать, что согласно закону, государственный служащий в порядке, установленном законодательством, в течение месяца после вступления в должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этим лицам, а также иного имущества, переданного в имущественный наем.

Государственный служащий имеет право получать доход от переданного в доверительное управление имущества, в том числе в форме вознаграждения, дивидендов, выигрышей, доходов от сдачи в аренду имущества и других законных источников.

В соответствии с п. 8 ст. 10 Закона "О борьбе с коррупцией в РК" лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, запрещается заключение гражданско-правовых сделок не под своим именем, на подставных лиц, анонимно, под псевдонимом и т.д. Эти сделки признаются недействительными в установленном законом порядке.

Условия и действия, необходимые для совершения коррупционного преступления - незаконной предпринимательской деятельности. Объективная сторона данного преступления заключается в учреждении лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или покровительством в иной форме.

Таким образом, совершая коррупционное преступление, должностное лицо либо создает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, или участвует в управлении такой организации лично либо через доверенного человека, хотя возможны и одновременно два этих действия.

Какие условия необходимы для привлечения того или иного чиновника к уголовной ответственности?
Субъектами данного преступления являются лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, либо приравненные к ним. Данный состав преступления формальный, для совершения преступления достаточно совершения только самого действия, без наступления последствий, характеризующегося прямым умыслом. Необходимо доказать связь действий должностного лица в учреждении организации или руководства ею с предоставлением ей определенных льгот и преимуществ. Например, предоставление выгодных заказов, налоговых и других льгот и преференций, кредитов, выигрыша тендеров, получение заказов, освобождений о различного рода проверок и создания прочих благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Иные действия виновных должностных лиц расцениваются как дисциплинарный проступок.

Какие санкции предполагаются за данное преступление?
Согласно ч. 1 ст. 310 УК РК, учреждение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 эти же деяния, совершенные должностным лицом, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Часть 3 ст. 310 УК РК говорит о том, что совершение должностными лицами действий, повлекших передачу полномочий по лицензированию негосударственным организациям, в том числе общественным объединениям, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

6.5. Получение взятки (ст. 311 УК РК)

Типичные мотивы и ситуации для взяточничества. Для того чтобы эффективно бороться с взяточничеством - одним из наиболее опасных видов коррупции - необходимо начинать с его корней, понять мотивы, которые побуждают людей давать взятки, и последствия, которые коррупция влечет для других людей. Можно выделить четыре основных типа ситуаций:

Категория 1. Взятки даются для того, чтобы (а) получить доступ к дефицитным благам или привилегиям или (б) сократить собственные затраты.

Категория 2. Взятки даются для того, чтобы получить блага и привилегии, которые не являются дефицитными, но находятся в ведении отдельных государственных чиновников, распоряжающихся ими (то же относится к ситуациям, когда снижение затрат также зависит от воли чиновника).

Категория 3. Взятки даются не собственно за предоставление той или иной конкретной привилегии, а за дополнительные услуги, связанные с ее получением (или со снижением затрат), например, за срочность или за конфиденциальную информацию.

Категория 4. Взятки даются для того, чтобы (а) другие не могли получить ту или иную льготу или привилегию либо (б) чтобы затраты конкурентов на ее получение возросли.

К категории 1 относятся ситуации, в которых взяткодатель в силу чиновничьего решения оказывается в более выгодном положении перед конкурентами. К таким ситуациям относятся получение лицензий на осуществление экспортно-импортных операций; операции с иностранной валютой; предоставление государственных контрактов или разного рода льгот; концессии на разработку месторождений нефти и других полезных ископаемых; распределение государственных земель; покупка приватизируемых фирм; доступ к дефицитным фондам, находящимся в руках государства; получение лицензий на предпринимательскую деятельность в условиях, когда число лицензий ограничено; доступ к общественным благам, например жилью, субсидиям, усиленной охране предприятия силами полиции. Во всех этих случаях может иметь место конкуренция между взяткодателями, часто провоцируемая или даже специально создаваемая чиновниками и политиками. Если разработка государственных программ находится в ведении чиновников, они могут либо искусственно создавать дефицит ради личной выгоды, либо закладывать в программу перерасход государственных средств (феномен, известный как "растягивание ресурсов").

Примерами категории 2 являются сокращение налогооблагаемой базы или извлечение более высокой прибыли при отсутствии четко определенной налоговой ставки; возможность обойти таможенные правила и не платить пошлину; возможность избежать контроля за ценами; предоставление лицензий на занятие тем или иным видом деятельности только тем, кто заведомо соответствует "квалификации"; обеспечение привилегий при использовании общедоступных видов услуг (равно как и права на исполнение таких услуг); получение должностей на государственной или муниципальной службе; уклонение от уголовной и административной ответственности (особенно за должностные преступления и преступления, не причинившие вреда физическим лицам); получение разрешения местных властей на осуществление строительных проектов; снижение требований к соблюдению правил безопасности и мерам по охране окружающей среды. Произвол чиновников часто ведет к взиманию взяток. Полиция может платить бандитам за запугивание предпринимателей и одновременно брать взятки от тех же бизнесменов за их защиту. Аналогичным образом политики могут заявить, что поддержат законы, увеличивающие затраты предпринимателей, или, наоборот, обещать предоставление особых привилегий, разумеется, небескорыстно.

Категория 3 связана с предыдущими двумя, и суть ее заключается, скорее, в получении не льгот и привилегий, а некоторых дополнительных услуг, например: конфиденциальной информации о конкретных деталях контрактов; ускоренного обслуживания; сокращения бумажной волокиты; заблаговременного уведомления о полицейских акциях; снижения неопределенности или получения благоприятного аудиторского заключения, позволяющего снизить налоги. Часто чиновники-бюрократы сами создают условия, порождающие такого рода взяточничество. Например, чиновники могут затягивать рассмотрение дел или устанавливать слишком жесткие формальные требования к заявкам на осуществление того или иного проекта.

Категория 4, как и 1, также предполагает, что если кто-то выиграл, то другой проиграл. В качестве примеров можно привести случаи, когда владелец нелегального предприятия платит правоохранительным органам за то, чтобы они создали проблемы его конкурентам. Владельцы легального бизнеса могут через взятки чиновникам добиться, чтобы конкурентам были созданы проблемы или даже чтобы у них были отозваны лицензии.

В качестве примера можно привести реальную ситуацию, когда руководитель налогового комитета вымогал у бизнесмена магазин по продаже строительных материалов, строительные материалы на сумму свыше 50 тыс. тенге для ремонта своих квартир. Помимо этого должностное лицо требовало от руководителей коммерческих структур города оказать ему безвозмездную финансовую помощь на общую сумму более 4 млн. тенге. Экс-председатель налогового комитета осужден за взяточничество и злоупотребление должностными полномочиями.

Другие примеры. Предпринимателю понадобился акт согласования для получения государственной лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией, но для законного подписания вышеуказанной бумаги ему не хватало некоторых документов. Начальник отдела землеустройства городского территориального управления и вызвался помочь за взятку в 25 тысяч тенге.

Администратор судов получил взятку в 100 долларов от предпринимателя за обеспечение ускоренного возврата залога, внесенного на депозит этого ведомства для участия в торгах по реализации имущества

Гражданин обратился с заявлением в областной департамент КНБ по факту вымогательства пяти тысяч долларов судьей районного суда за смягчение приговора его сыну. Приговором суда бывший районный судья признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 311 УК РК.

Объектом посягательства данного преступления является нарушение законного порядка работы органов государственного и местного самоуправления. Объективная сторона данного преступления состоит в получении лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

К субъектам коррупционного преступления следует относить лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним лиц.

В Постановлении Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 22 декабря 1995 года №9 "О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество" подчеркивается, что субъектом этого преступления следует признавать и тех должностных лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могли за взятку принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами.

В качестве предмета взятки могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги, а также льготы, дающие право на имущество (производство строительных, ремонтных работ; предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов; предоставление на льготных условиях ссуд или кредитов и т.п.). Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства.

Если предмет взятки не обнаружен, то его стоимость, как неосновательно приобретенная, взыскивается судом в доход государства в соответствии с действующим гражданским законодательством.

В качестве предмета взятки должностному лицу могут рассматриваться и передача должностному лицу права на имущество, а также передача права владения, пользования или распоряжения этим имуществом, например, доверенность на автомобиль с правом продажи или сдача дорогого коттеджа в пользование по минимальным ценам.

Выгодами материального характера могут быть строительство домов, работы по благоустройству, дорогостоящий ремонт, организация отдыха и прочие, осуществленные бесплатно. Причем размер взятки не влияет на решение вопроса о составе преступления.

Для определения размера взятки предметы взятки должны получить денежную оценку на основании действующих цен или тарифов на услуги. Если незаконное вознаграждение в крупном размере получено частями, то эти действия представляют собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

Понятие крупного размера взятки дано в примечании 1 к ст. 311 УК РК: крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие пятьсот месячных расчетных показателей.

Необходимо знать, что согласно примечанию 2 к ст. 311 УК РК, не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном порядке получение впервые лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом имущества, права на имущество или иной имущественный выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей.

Отличие получения и дачи взятки от получения незаконного вознаграждения и подкупа служащего.
Следует иметь в виду, что субъектом получения взятки является должностное лицо. Субъектом же незаконного получения вознаграждения является служащий государственного, кооперативного, частного или иного учреждения, предприятия, организации, не являющийся должностным лицом.

Взятка отличается от коммерческого подкупа тем, что субъектом коммерческого подкупа является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Получение должностным лицом от подчиненных или подконтрольных ему лиц денежных средств или иных ценностей за покровительство или попустительство по службе, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, должно расцениваться как получение взятки.

Что следует понимать под вымогательством?
В Постановлении Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 22 декабря 1995 года №9 "О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество" говорится, что вымогательство означает требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленное подставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Что такое взятка, полученная по предварительному сговору?
Взятку следует считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в нем участвовало два и более должностных лица, заранее договорившихся о совместном совершении данного преступления. При этом преступление считается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц и независимо от того, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.

При получении взятки по предварительному сговору группой лиц ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг, а при взыскании в доход государства неосновательно приобретенного следует исходить из денежной суммы или размера материальной выгоды, полученной каждым взяткополучателем.

Должностное лицо, получившее без предварительной договоренности с другим должностным лицом взятку, а затем передавшее последнему в интересах взяткодателя часть полученного, несет ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки.

Действия должностного лица, связанные с получением взятки в сговоре с лицом, не являющимся должностным, не могут расцениваться как получение взятки по предварительному сговору группой лиц.

Неоднократное получение взятки.
Неоднократное получение, дача взятки или посредничество во взяточничестве предполагают совершение одного и того же преступления не менее двух раз, если при этом не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности.

Одновременное получение взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого взяткодателя совершается отдельное действие, следует квалифицировать как получение взятки неоднократно.

Дача либо получение взятки в несколько приемов за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого для взяткодателя результата, а равно дача взятки группе должностных лиц, совершивших преступление по предварительному сговору между собой, либо посредничество при указанных обстоятельствах не могут рассматриваться как преступление, совершенное неоднократно.

Бывают такие случаи, когда лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого сделать, присваивает, содеянное в данном случае квалифицируется как мошенничество.

Когда с целью завладения ценностями это лицо склоняет взяткодателя к даче взятки, действия его, помимо мошенничества, дополнительно квалифицируются как подстрекательство к даче взятки, а действия взяткодателя в таких случаях следует расценивать как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Условия наступления ответственности за взяточничество.
Ответственность за взяточничество наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения действия или бездействия, а также независимо от того, была ли взятка заранее обусловлена, выполнены ли какие-либо действия в интересах взяткодателя.

В тех случаях, когда условия получения ценностей, услуг или льгот хотя специально и не оговариваются, действия признаются дачей и получением взятки, когда участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя. Независимо от того, что правоохранительным органам было известно о готовящемся преступлении, если должностным лицом взятка фактически принята, то действия такого лица расцениваются как оконченное получение взятки.

Квалифицирующими признаками, характеризующими повышенную общественную опасность преступления (вымогательство, крупный размер взятки, ответственное должностное положение взяткополучателя), вменяются в вину и соучастникам получения взятки, если эти обстоятельства охватывались умыслом.

Ответственность за дачу и получение взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, хотя и связанные со взяточничеством, но образующие самостоятельное преступление (злоупотребление служебным положением, соучастие в хищении чужого имущества и т.п.). В таких случаях содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.

Необходимо знать, что устное или письменное заявление о даче взятки, поданное в милицию, прокуратуру, суд или иной государственный орган взяткодателем, влечет освобождение от уголовной ответственности. Независимо от мотивов, которыми он руководствовался при этом, заявление должно быть добровольным. Заявление, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти, не может признаваться добровольным.

При добровольном заявлении о совершенном преступлении от уголовной ответственности освобождаются не только взяткодатели, но и их соучастники.

Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного заявления о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления, поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.

В тех же случаях, когда имело место вымогательство взятки и до передачи взятки взяткодатель заявил об этом правоохранительным органам, предмет взятки подлежит возврату его владельцу.

Пленум Верховного Суда дает указание судам, что по делам о взяточничестве во время собирания доказательств с помощью технических средств (видео- и аудиозаписи, обработки предметов взятки специальными красителями и т.д.) допускаются факты отступлений от требований закона. Судам необходимо тщательно проверять соблюдение органами уголовного преследования норм УПК при получении доказательств таким способом с последующим решением вопроса о их допустимости.

Каковы меры уголовного наказания за взяточничество?
Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, наказывается штрафом в размере от семисот до двух тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

То же деяние, совершенное должностным лицом, а равно получение взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй ст. 311, совершенные лицом, занимающим ответственную госу-дарственную должность, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей ст. 311, если они совершены: а) путем вымогательства; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) в крупном размере; г) неоднократно, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

6.6. Дача взятки (ст. 312 УК РК)

Многие граждане, пытаясь решить свои проблемы в обход действующих правил, дают взятки. При этом они забывают, что дача взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, лично или через посредника является уголовно наказуемым деянием. В качестве примера, подтверждающего это, можно привести приговор, вынесенный гражданину КНР, который являлся руководителем представительства китайской компании: за попытку дачи взятки он приговорен к двум годам лишения свободы общего режима. У гражданина иностранного государства окончилась виза на пребывание в Казахстане. После окончания действия визы он рассчитывал оформить вид на жительство, для этого попросил оказать содействие начальника одного из управлений ДКНБ. Вознаграждение в 1 тыс. долларов США иностранный гражданин передал офицеру в комнате для посетителей в здании управления ДКНБ. Однако сотрудник ДКНБ не пошел на преступление, и взяткодателя задержали с поличным.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. В данном коррупционном преступлении предмет и объект преступления идентичны и полностью совпадают, как и в ст. 311 УК.

Объективной стороной данного преступления является дача взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, а также должностному лицу и должностным лицам иностранных государств.

В примечании 1, 2 к ст. 312 УК РК говорится, что не влечет уголовной ответственности передача впервые лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу за ранее совершенные им законные действия (бездействие) подарка в сумме или стоимостью, не превышающей двух месячных расчетных показателей, если совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действия (бездействие) не были обусловлены предварительной договоренностью.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица или если это лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

В Постановлении Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 22 декабря 1995 года № 9 "О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество" подчеркивается, что действия лиц, дающих взятку за получение каких-либо преимуществ для государственных, общественных или частных организаций, должны квалифицироваться как дача взятки, а при наличии оснований - по совокупности с другими преступлениями (хищением, злоупотреблением служебным положением и др.).

Руководители государственных, общественных или частных предприятий, учреждений или организаций, предложившие подчиненным им по службе лицам добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки другому должностному лицу, несут ответственность как взяткодатели.

Эти коррупционные действия наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Дача взятки должностному лицу, а равно дача взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействия), или неоднократно, или организованной группой, наказывается штрафом в размере от семисот до двух тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи до одного года, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

6.7. Посредничество во взяточничестве (ст. 313 УК РК)

Объект и предмет посредничества во взяточничестве полностью совпадает с объектом и предметом преступления, предусмотренного ст. 311 УК РК - получение взятки.

Субъективная сторона данного состава преступления заключается:

- в посредничестве во взяточничестве, то есть способствовании взяткополучателю и взяткодателю в достижении соглашения между ними о получении и даче взятки;

- в посредничестве во взяточничестве, то есть способствовании взяткополучателю и взяткодателю в реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется прямым умыслом, лицо заведомо знает, что предмет взятки будет дан взяткодателем и обещает его передать взяткополучателю.

В Постановлении Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 22 декабря 1995 года №9 "О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество" отмечается, что должностное или иное лицо, организовавшее дачу или получение взятки, подстрекавшее к этому либо явившееся пособником дачи или получения взятки и одновременно выполнявшее посреднические функции, несет ответственность за соучастие в даче или получении взятки. При этом вопрос о квалификации действий соучастника должен решаться с учетом направленности его умысла исходя из того, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе - взяткодателя или взяткополучателя - он действует.

Необходимо отличать посредничество во взяточничестве от дачи и получения взятки, учитывая, что посредником является лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки. При этом для признания такого лица виновным в посредничестве во взяточничестве не имеет значения, получил ли он от взяткодателя либо взяткополучателя вознаграждение.

Работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, будет нести ответственность как соучастник дачи взятки.

Если же он лишь передает взятку, зная о характере поручения, его действия подлежат квалификации как посредничество во взяточничестве.

Одновременное посредничество в даче взятки одному должностному лицу от нескольких взяткодателей или посредничество в получении взятки несколькими должностными лицами от одного взяткодателя рассматривается как неоднократное, если в интересах каждого из взяткодателей взяткополучатель выполняет (не выполняет) отдельные действия, или каждое должностное лицо в интересах дающего взятку действует определенным образом и указанные обстоятельства осознаются посредником.

Согласно ч. 1 ст. 313 УК РК посредничество во взяточничестве, то есть способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, наказывается штрафом в размере от ста до трехсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Отягчающие обстоятельства изложены в ч. 2 вышеназванной статьи: то же деяние, совершенное неоднократно или организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Необходимо знать, что посредничество во взяточничестве, совершенное с использованием своего служебного положения, считается таковым только тогда, когда должностное лицо использует при посредничестве во взяточничестве предоставленные ему по службе права и полномочия. Не может быть признано совершенным с использованием служебного положения посредничество во взяточничестве, если оно не связано со служебной деятельностью виновного или такое лицо не является должностным лицом.

В случае передачи посредником заведомо похищенного чужого имущества, если посредник заранее знал, что предмет взятки будет похищен взяткодателем, и обещал его передать взяткополучателю, налицо два состава преступления - посредничество во взяточничестве и соучастие в хищении.

Если взятка полностью или частично не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя, содеянное им следует квалифицировать как покушение на получение обусловленной взятки. В случае же отказа должностного лица от получения предлагаемой взятки действия взяткодателя квалифицируются как покушение на дачу взятки, а посредника - как покушение на посредничество.

В случаях, когда переданные должностному лицу в виде взятки деньги оказались фальшивыми или частично имити-рованными денежными знаками, действия взяткополучателя квалифицируются как покушение на получение обусловленной суммы взятки.

6.8. Служебный подлог (ст. 314)

К еще одному виду коррупционных преступлений, совершаемым лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним, относится служебный подлог.

Предметом преступления в данном случае являются официальные документы. Под официальными документами следует понимать документы, выдаваемые только государственными органами, предоставляющие права и обязанностями, устанавливающие факты, юридическое значение. Например, к таким документам относятся свидетельства о рождении, паспорта, дипломы о получении образовании, военные билеты и документы об освобождении от военной службы, а также закрепляющие права на недвижимость, земельные участки, водительские права, различные лицензии, разрешения и сертификаты на занятие определенной деятельностью и прочие. Специалисты различают 2 вида служебного подлога:

- материальный, когда вносятся какие-либо механические изменения в форму документа, различные подчистки, переклейки фотографий, подделки подписей, печатей и прочие;.

- интеллектуальный, когда форма документа не меняется, при этом в его содержание вносятся изменения. Например, путем внесения недостоверных данных о месте рождения, о выдаче прав, естественно, за деньги лицу, лишенному права вождения транспортным средством по решению суда, выписки фиктивных дипломов об окончании учебных заведений и прочие.

Необходимо знать, что, независимо от наступления последствий, преступление считается совершенным в результате изготовления подложного документа.

Субъективная сторона при служебном подлоге заключается во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, либо выдаче заведомо ложных или поддельных документов.

Здесь, как и в уже рассмотренных составах коррупционных преступлений, мы имеем дело со специальным субъектом преступления - лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом.

Данное деяние будет признано преступным только в случае прямого умысла. Виновное лицо осознает всю общественную опасность содеянного и желает его совершения. Кроме того, эти деяния совершаются для извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо для нанесения вреда другим лицам или организациям.

Согласно ст. 314 УК РК, служебный подлог, то есть внесение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, либо выдача заведомо ложных или поддельных документов, если эти деяния совершены в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные должностным лицом, наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо лишением свободы от одного до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Деяния, предусмотренные частью первой рассматриваемой статьи, если они совершены лицом, занимающим ответственную госу-дарственную должность, наказываются штрафом в размере от пятисот до тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

6.9. Бездействие по службе (ст. 315 УК РК)

Еще одним коррупционным преступлением, в соответствии с казахстанским законодательством, является бездействие по службе. Суть таких преступлений заключается в неисполнении лицом из-за корыстной или иной заинтересованности своих обязанностей. Данное преступление посягает на порядок управления государства.

Суть данного преступления заключается в неисполнении лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных обязанностей в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям.

Для совершения данного преступления необходимы три условия:

- чтобы бездействие по службе повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

- лицо должно осуществлять бездействие по службе, преследуя корыстные интересы для себя или других лиц или организаций; - необходима причинная связь между двумя этими действиями.

Наказывается рассматриваемое преступление штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное должностным лицом, наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо лишением свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 ст. 315, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

6.10. Присвоение или растрата вверенного чужого имущества (ст. 176 УК РК)

Объектом присвоения или растраты вверенного чужого имущества является собственность. Согласно ГК РК, право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Субъект преступления специальный, это физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому имущество вверено в правомерное владение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций.

Для состава присвоения или растраты вверенного чужого имущества законом предусмотрены квалифицирующие признаки. Здесь необходимо понимать, видеть разницу между присвоением или растратой вверенного чужого имущества с использованием своего служебного положения и деяниями, совершенными лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций.

Имущество, вверенное виновному лицу, является предметом хищения. При этом необходимо учитывать, что имущество в рассматриваемой статье носит всегда материальный характер и имеет определенную ценность, имеющую денежное выражение, и в которое вложен человеческий труд. Данное имущество не принадлежит лицу, обвиняемому в присвоении или растрате чужого имущества.

Объективная сторона рассматриваемого преступления - присвоение и растрата чужого имущества.

Присвоение (имущества, денег) (embezzlement) - незаконное удержание чужого имущества, полученного правомерным путем (в долг, на хранение и т.п.) с целью распоряжения им как своим собственным. Оконченным преступлением признается присвоение с момента изъятия и обособления чужого имущества и присоединения его к собственному имуществу. Последующие действия лица, виновного в незаконном присвоении чужого имущества, могут переходить в другую самостоятельную форму состава хищения - растрату.

Под растратой следует понимать незаконное использование денег или собственности лицом, владеющим ими на законных основаниях. При этом вверенное имущество незаконно расходуется, предается третьим лицам и/или потребляется для собственных нужд самим субъектом преступления.

Оконченными в обоих случаях преступления считаются тогда, когда имущество изъято и виновный имеет реальную возможность пользоваться или распоряжаться им по своему усмотрению.

Субъективная сторона преступления включает мотив, которым руководствуется виновный, а также корыстную цель, которую он преследует при совершении преступления. Для признания виновным лица в совершении преступления необходимо, чтобы лицо совершило хищение или растрату умышленно и осознавало общественную опасность, предвидело нанесение собственнику материального вреда и, руководствуясь корыстными побуждениями, желало этого.

Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, а в случаях, предусмотренных пунктом г) ст. 176 УК РК, - до семи лет.

Преступления, 1) совершенные группой лиц по предварительному сговору; 2) совершенные неоднократно; 3) с использованием служебного положения, наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Деяния, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 176, если они совершены: а) организованной группой; б) в крупном размере; в) лицом, ранее два или более раз судимым за хищение либо вымогательство; г) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, а в случаях, предусмотренных пунктом г), - до семи лет.

6.11. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 189 УК)

Наряду с основными видами коррупционных преступлений на практике часто встречаются факты воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Данное преступление представляет собой посягательство на свободу предпринимательства и выражается в нарушении конституционных гарантий предпринимательской деятельности, отраженных в ст. 6 и 26 Основного Закона Республики Казахстан.

Соответственно изложенному, все участники предпринимательской деятельности имеют равное право доступа на рынок, к различному виду ресурсов (природным, материальным, финансовым, информационным и др.).

Субъекты предпринимательства самостоятельно в соответствии с законом определяют сферу своей деятельности, объем производства, распределяют прибыль и распоряжаются имуществом. Нередко на практике возникают случаи, связанные с воспрепятствованием ведению такой деятельности. Подобные деяния недопустимы, в каком бы виде они не выражались (отказ в регистрации предпринимательской деятельности по различным несущественным мотивам, отказ в выдаче лицензии по основаниям, не указанным в законе, и иного вида дискриминация субъектов предпринимательской деятельности со стороны государственных органов и должностных лиц).

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации осуществляется различными способами, такими как: 1) ограничение прав и законных интересов предпринимателей или их организаций в зависимости от организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель, хозяйственное товарищество, акционерное общество, производственный кооператив или государственное предприятие) или формы собственности (частная или государственная"; 2) ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; 3) иное незаконное вмешательство в их деятельность.

Ограничение прав и законных интересов предпринимателей возможно лишь на основе действующего законодательства, которое в целях защиты прав и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя Республики Казахстан предусматривает ограничения для индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций в праве занятия определенными видами предпринимательской деятельности, устанавливает определенные ограничения при получении специального разрешения (лицензии) и т.д.

Лишь в отдельных случаях возможны действия государственных органов и их должностных лиц, связанные с вмешательством в деятельность субъектов предпринимательства: при реализации правомочий по ограничению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, соблюдении экологической, информационной безопасности, противодействию нарушениям правил торговли и т. п.

Ответственность за совершение данного преступления несет только должностное лицо. Обращаясь к понятию должностного лица, следует ссылаться на примечание 3 ст. 307 УК РК.

Понятие должностного лица охватывает такие его разновидности, как представитель власти, должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции и выполняющее административно-хозяйственные функции

Должностное лицо - представитель власти. Деятельность представителя власти выражается в основанных на законе и обязательных для выполнения распоряжениях или действиях, имеющих юридическое значение, в отношении граждан и юридических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Например, представитель власти - работник полиции имеет право в определенных случаях проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.

Должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции. Лицо, выполняющее такие функции, руководит деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела, участка и т.д. (подбирает кадры, руководит действиями находящихся в его подчинении работников, планирует и обеспечивает выполнение плана и т.п.). Выполнение организационно-распорядительных обязанностей неизменно связано с руководством деятельностью других людей.

Должностное лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции. Содержанием административно-хозяйственных функций является осуществление полномочий по контролю и распоряжению имуществом, совершению сделок с ним, ответственному хранению и т. п. Преступление совершается умышленно. Должностное лицо осознает, что не имеет законных оснований препятствовать предпринимательской деятельности, однако желает это осуществить. Мотивация такого поведения разнообразна: корысть, когда, например, у отдельных лиц появляется необходимость избавиться от конкурента на рынке, личностные мотивы, с целью продемонстрировать свое могущество и т.д.

На практике довольно часто встречаются случаи, когда должностные лица применяют способы дискриминирующего характера, применяемые в отношении предпринимателей, направленные на вымогательство у субъектов такой деятельности взяток. В таком случае должностное лицо привлекается к ответственности одновременно и за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, и за получение взятки, совершенное путем вымогательства (п. "а" ч. 4 ст. 311 УК).
Заявление о преступлениях в правохранительные органы в режиме on-line База законодательства OSCE GRECO Transparency Kazakhstan Transparency International OECD Anticorruption - The World Bank United Nations Союз Атамекен Народное IPO Әділет - База данных нормативных правовых актов РК